23 октября в Москве состоялась XII ежегодная конференция Форума Доноров, на которой ведущие эксперты в области благо­твори­тель­ности, экономики, социологии, права обсудили, какие ценности и мотивы лежат в основе сегодняшней благо­твори­тель­ной деятельности различных организаций. Также на конференции состоялось финальное голосование и награждение победителей третьего конкурса фотографий «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность».

В конференции приняли участие более 200 представителей различных благо­твори­тель­ных фондов и компаний, занимающихся благо­твори­тель­ностью.

Впервые вопросы ценностей и мотивации в благо­твори­тель­ности обсуждали так широко и открыто. Сложная и очень личная, на первый взгляд, тема нашла широкий отклик среди собравшихся гостей конференции, участники активно включались в дискуссии, получился доверительный и откровенный разговор о самом важном.

На разных секциях конференции обсуждались вопросы мотивации профессиональных кадров в благо­твори­тель­ности, вопросы пиара и эффективности, презентовались исследования в области ценностей и мотивов благо­твори­тель­ности. На круглых столах, которые проводили сами участники конференции, говорили об информировании доноров о паллиативной помощи, о поддержке организационного развития и финансовой устойчивости НКО, о сохранении семейных ценностей.

Конференция открылась премьерой фильма «Благоварение» — первого ролика видеопроекта «Азбука благо­твори­тель­ности», который запускает Форум Доноров. Cерия короткометражных фильмов будет рассказывать, из чего состоит благо­твори­тель­ность, какие виды фондов существуют и чем они отличаются друг от друга, кто такие доноры. Первую, вводную серию проекта сняли подростки на Детской социальной киностудии. Они показали, как видят благо­твори­тель­ность дети: добрые дела это не подвиг, а норма жизни. Ролик:

На открывающей пленарной дискуссии «Мотивы и ценности благо­твори­тель­ности: от доноров к институтам и обществу» обсуждали, как фонды определяют для себя ценности, которые лежат в основе их работы, какое место там занимают личностные ценности, а какое — организационные, есть ли различия между декларируемыми и реальными ценностями. В дискуссии, которую модерировал Олег Алексеев (БФ «Ренова»), приняли участие Владимир Балакирев («Процесс Консалтинг»), Алексей Сиднев (Senior Group) и Ксения Франк (Фонд Тимченко). Владимир Балакирев представил первые результаты исследования ценностей благо­твори­тель­ных фондов, проведённого компанией «Процесс Консалтинг» по заказу Форума Доноров. По данным исследования, 41% российских фондов имеют официально утвержденный перечень ценностей и считают важным об этом говорить, считая, что «пока в организации нет определенности на уровне ценностей, невозможно строить свою работу и двигаться дальше». В то же время более половины от числа опрошенных фондов (59%) не прописывают ценности, и уверены, что в первую очередь «ценности должны проявляться в делах». Несмотря на то, что перечень организационных ценностей, на которых и было сфокусировано исследование, российских и зарубежных фондов практически совпадает, при более внимательном рассмотрении становится ясно, что акценты внимания расставлены по-разному: в западных фондах в списке ценностей на первом месте стоят честность и порядочность, профессионализм и высокое качество, тогда как российские фонды поставили на первое место информационную открытость и добросовестность. В число других ценностей, наиболее часто упоминаемых фондами, вошли профессионализм, инвестиции в будущее, законопослушность, командная работа, эффективность использования средств, доверие, подотчетность и результативность. Полностью результаты исследования будут представлены в Ежегодном докладе Форума Доноров зимой 2015 года.

Ксения Франк, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко: «В работе нашего фонда мы руководствуемся принципами ответственности и открытости. Мы стараемся как можно больше привлекать экспертов, чтобы быть уверенными, что мы наиболее качественно помогаем нашей целевой группе. Наша деятельность — это отражение наших семейных ценностей».

На секции «Мотивация профессиональных кадров для благо­твори­тель­ности» Елена Чернышкова (Odgers Berndston), Ирина Ефимова (АБИ Групп), Лариса Калачева (БФ «САФМАР»), Екатерина Лёвшина (Филип Моррис Сейлз энд Маркетинг) и Оксана Орачева (БФ В. Потанина) обсуждали, как удержать кадры в организации, как научиться привлекать людей, которые разделяют с вами общие ценности, как должна строиться система мотивации в равной степени учитывающая финансовые и нефинансовые стимулы. Конечно, работа с персоналом в благо­твори­тель­ной организации имеет ряд отличий от любой коммерческой компании, потому что здесь помимо профессиональных качеств не менее важны и личностные качества сотрудников. И поскольку такие организации чаще всего не могут похвастаться большим штатом, от каждого требуется универсальность и умение «делать всё». В этой ситуации стоит вопрос удержания сотрудников и преодоления их профессионального выгорания.

Оксана Орачева, исполнительный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина: «За последние 20 лет сотрудники благо­твори­тель­ных организаций трансформировались из энтузиастов в профессионалов в секторе растет понимание того, что персоналом надо управлять, появляется все больше примеров того, как наши фонды используют программы, направленные на привлечение и сохранение талантливых сотрудников. Нельзя сказать, что это делается системно и повсеместно, но прогресс в этой области очевиден ».

Пожалуй, самую горячую дискуссию вызвала тема: «Пиар благо­твори­тель­ности: стандарты, практика и результаты». О наболевшем пришли поговорить Анна Качкаева, (ВШЭ), Митя Алешковский (Нужнапомощь.ру), Людмила Данилова (Фонд «Купол»), Татьяна Задирако (БФ «Дорога вместе») и Владимир Торин (ЕвроХим). Как не только донести информацию, но и транслировать ценности на которых строится работа благо­твори­тель­ной организации, почему СМИ по-прежнему неохотно говорит на эту тему, как заинтересовать журналистов и помочь им уйти от стереотипов? Собравшиеся признали, что пиар благо­твори­тель­ности необходим, и некоммерческие организации должны включать в смету расходы на работу со СМИ и общественностью. Татьяна Задирако отдельно подчеркнула, что имиджу НКО идёт на пользу её «гламуризация», когда в продвижении участвует медийная персона. При этом отмечалось, что в продвижении нуждаются не только конкретные проекты, но и общие принципы благо­твори­тель­ности: подотчётность, открытость, прозрачность и др. Одновременно с этим нельзя не признать дефицит социальных журналистов в стране, которые не хватались бы за громкие истории и жареные факты, а умели думать, анализировать и разбираться в проблемах, над решением которых и работают благо­твори­тель­ные фонды.

Митя Алешковский, руководитель проекта Нужнапомощь.ру: «Ценности благо­твори­тель­ности должны стоять превыше ценностей журналистских. Мы хотим, чтобы благо­твори­тель­ность перешла из области сердца, в область разума».

«Что такое эффективность благо­твори­тель­ности?» — на этот вопрос отвечали Ирина Ефремова-Гарт (Форум Доноров), Татьяна Авраменко (ЗАО КБ Citibank), Владимир Балакирев («Процесс Консалтинг»), Алла Самолетова (Европейский Университет) и Анна Тихомирова (БФ «Культура детства»). Они пытались разобраться, как измеряется эффективность благо­твори­тель­ности, будь то работа частного фонда или крупной международной корпорации, всегда ли эффективность имеет монетарное выражение, из чего складывается само понятие эффективности, в какой степени оно зависит от выбора ценностей и как на это могут влиять ключевые стейкхолдеры организации.

Ирина Ефремова-Гарт, руководитель программ Форума Доноров: «Не существует уникального и единственно правильного индикатора эффективности работы благо­твори­тель­ных организаций, так же как не существует единственно правильного определения роли и места оценки в организации: для одних она — инструмент развития, для других — инструмент контроля. И уже в зависимости от того, какие ценностные основания являются определяющими, организация строит свою работу в эту направлении, выбирая соответствующие модели и методики».

Все чаще к анализу ценностей и мотивов участия в благо­твори­тель­ной деятельности обращаются различные исследователи, растёт популярность темы. Еще одним свидетельством этому стала секция «Мотивы и ценности благо­твори­тель­ности глазами исследователей», на которой было представлено несколько исследований, касающихся темы ценностей и благо­твори­тель­ности. Елена Петренко представила исследование «Гражданское участие в российском обществе», проводимое Фондом «Общественное мнение», Роман Склоцкий из RVVZ Foundation рассказал об Исследовании предпринимательского опыта Сколково, которое выполняется Центром управления благосостоянием и фи­лан­тропии РЭШ по заказу Рубена Вардяняна. Директор по связям с общественностью и ответственностью бизнеса «Новард» Мария Захарова презентовала первые промежуточные результаты исследования «Ценностные основы социальной деятельности российского бизнеса», которое по заказу группы компаний «Новард» выполняют КПМГ и Фонд «Единое общество» при поддержке «Опоры России».
Ни одно из таких разных исследований не отметило, что при ведении социальной деятельности экономические интересы превалируют над поддержкой и развитием общества или морально-этическими принципами.

Презентация Фонда «Общественное мнение»

Впервые в истории Форум Доноров предоставил участникам возможность организовать и провести собственные круглые столы в рамках конференции. На конкурсной основе были отобраны следующие темы для обсуждения: «Что необходимо знать каждому донору о паллиативной помощи?» (организатор — БФ «Детский паллиатив»), «Поддержка организационного развития и финансовой устойчивости НКО – новый вызов для доноров» (организатор — CAF Россия) и «Сохранение семейных ценностей — вектор развития благо­твори­тель­ности в России» (организатор — Всероссийская программа «Святость материнства»).

На конференции прошёл финал третьего конкурса фотографий «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность», который Форум Доноров запустил летом этого года и продолжил выставкой фотографий финалистов на главной аллее парка Сокольники. По результатам голосования участников конференции победителями стали:

1 место, фотография «Мы с тобой одной крови» / ОАО «ГМК «Норильский никель»

10-Nornikel-2-My-s-toboj-odnoj-krovi-500x333

2 место, фотография «Нежная артистка» / БФ «Детский паллиатив»

Detskij-palliativ-500x333

3 место, фотография «Шагаем в музей» / БФ В. Потанина

3-Fond-Potanina-500x322

Заключительное пленарное заседание конференции прошло в форме интерактивной дискуссии «Филантропия: вне времени, вне пространства», которую провела Вера Басова, консультант по организационному развитию. В игровой форме участники смоги увидеть как ценности одной и той же организации модифицируются на разных уровнях: от сотрудников до совета директоров и учредителей фонда. Любопытно, что попытка «переговоров» представителей вымышленной экологической организации со СМИ и потенциальными донорами провалилась — во многом из-за отсутствия согласованных позиций относительно ценностей внутри организации.

Вера Басова, консультант по организационному развитию: «В какой момент меняются ценности? Когда мы работаем друг с другом, и учредители общаются с советом директоров, а руководители — с сотрудниками? Или в тот момент, когда мы встречаемся с внешними партнёрами: СМИ или донорами? Ценности вне пространства и времени неизменны. Но мы с вами существуем и во времени, и в пространстве, и для того, чтобы общие ценности были эффективны и приносили нам пользу, нужно синхронизироваться друг с другом и на разных уровнях это обсуждать».

Форум Доноров верит, разговор о ценностях благо­твори­тель­ности случился в нужное время, и если раньше участники сообщества были не готовы к такому обсуждению, то теперь оно определённо продолжится, будут рождаться новые смыслы и формулироваться правильные ценности.

Александра Болдырева, директор ежегодной конференции Форума Доноров: «Тема ценностей благо­твори­тель­ности действительно очень сложная. Когда мы начинали работать над ней, у нас были определённые опасения. Но сейчас мы видим, что не ошиблись с выбором темы, и участники конференции подтвердили это еще раз: именно сегодня, именно в этом году тема оказалась важна как никогда. Мы начали диалог, который назрел. Мы задали эту тему и надеемся, что разговор о ценностях будет продолжаться на самых разных площадках, как обычно это бывает с конференциями Форума Доноров».

Конференция прошла при поддержке Министерства экономического развития РФ.
Генеральный партнёр конференции – ОАО ГМК «Норильский никель».
Партнёры конференции: En+ Group и Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.
Информационные партнёры конференции: Агентство социальной информации, МТРК «МИР», электронный журнал «Филантроп» и The Moscow Times.

Полный фотоотчёт